Главная / Хозяйке / Рукоделие / Вышивание / Вышивание ручное

Вышивание ручное

Ручное вышивание выполняется очень несложными инструменты: иглы, напёрсток, ножницы, сантиметровая лента, заострённая палочка (дырокол, или пендель), пяльцы.

Различные швы, применяемые в ручной вышивке, могут быть разделены на 2 большие группы. К первой группе относятся так называемые счётные вышивки, т. е. вышивки, которые выполняют по счёту нитей ткани, ко второй — свободные вышивки, выполняемые по свободному, заранее нарисованному контуру.

Инструменты для вышивания 
Иглы для вышивания должны быть короткие с удлинённым ушком (вышивальные и штопальные). В большое ушко легко можно вдеть рабочую нитку в несколько сложении, Такие иглы применяют для выполнения счетных и простейших швов, а также для вышивки владимирскими швами, cчитать и отделять нити такими иглами очень удобно. Трудно вдевается в иглу шерстяная нитка.

Швы 
Их всех швов для вышивки наиболее древними являются счётные вышивки. Выполнялись они на холсте с очень чётким, ровным переплетением нитей. Вышивки по свободному контуру (тамбурный шов. верхошвы. гладь, стебельчатый шов и др.) возникли значительно позже.

Среди многих видов ручной вышивки особое место занимает строчка. Она богата всевозможными разделками, отличается неповторимой фактурой, но она и самая трудоёмкая в исполнении. Особенно сложна подготовка сетки, т. е. выдёргивание нитей из ткани по определённому расчёту. В этом случае можно использовать готовую сетку.

Она бывает с крупными или мелкими клетками белого цвета и без узора. Цвет её можно изменить, покрасив ткань в отваре луковой шелухи, дубовой коры или чая. После окраски сетку надо слегка подкрахмалить и высушить на рамке, сделанной из четырёх деревянных реек; можно подсушенную сетку выгладить утюгом.

Для сетки с небольшими клетками подойдут узоры белой мелкой строчки. которые выполняют настилом одинарном штопкой. воздушнопетельным швом, “паучком” (см. рисунки 73—75). Для сетки с крупными клетками пригодны узоры строчки с обводкой “россыпной гипюр” и приёмы горьковского гипюра (см. рисунки 91—94). Столбики такой сетки предварительно не обвивают.

Изделия из готовой сетки можно оформить по-разному. Так, например: края дорожки или салфетки можно обшить полосками ткани шириной 3—3,5 см или тесьмой в тон сетки или вышивки. Край сетки можно обшить петельным швом после прокладки вдоль него пасмы ниток мулине (в 4—б сложений) или нитки ириса, а можно обвязать крючком.

Чтобы край сетки не закручивался и был плотным, клетки, расположенные вдоль краёв сетки, заполняют настилом из расчёта, две или одну клетку зашивают, одну — пропускают и так далее. Из такой сетки можно выполнять и зубчатый край к полотенцу или отделку к полотенцу  из льняного полотна и др.

Строчевые узоры можно выполнять также на сетке, связанной крючком (рис. 98). Сетку можно связать из суровых ниток разных оттенков, ниток “Ромашка” в 1—2 сложения, кордовой лески, ириса и др. Крючок должен быть примерно в 2 раза толще нитки.


Рис.98

Для сетки свяжите цепочку из воздушных петель необходимой длины и первый ряд столбиков с накидом на петлях этой цепочки. Готовую сетку натяните на рамку, смажьте с изнаночной стороны густым картофельным крахмалом и высушите.

Клетки такой сетки зашивают толстыми нитками: шерстяными, синтетическими, хлопчатобумажными, вдевая их в большую иглу с длинным ушком. Мотивы узора (цветы, листья) вышивают стланью (см. рис. 88) белыми нитками, а контур их — обводкой (см. рис. 86) цветными нитками.

Часть клеток зашивают стебельчатым швом, обводкой клетки по кругу, по горизонтали и вертикали, «звёздочкой», «паучком» (см. рис. 75, 89), т. е. швами строчки с обводкой (рис. 87).

Швы, выполняемые по целой ткани, могут быть использованы для вышивки по трикотажу. Вышивка по трикотажному полотну выполняется по счёту петель или столбиков или по произвольному контуру. На тонком полотне с чёткой фактурой легко выполнять счётные швы: крест, набор, «козлик», «косичку».

К вышивкам, в которых соединяются 2 вида швов: по свободному кон туру нечётные швы. относятся: шов по “письму”и “орловский спис”.

Рабочее место вышивальщицы

Для того чтобы выполнять ручное вышивание, необходимо правильно организовать рабочее место. Стол со всеми приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны. Если в столе нет ящика, нитки можно хранить в вышитом мешочке, инструменты — в специальной коробке, а листы кальки с узорами — в папке. Очень важно правильное положение вышивальщицы при работе, т.к. неправильная посадка приводит к сутулости, искривлению позвоночника, близорукости.

Во время работы необходимо следить за тем, чтобы грудь не была сжата, корпус несколько наклонён вперёд, ноги — на небольшой подставке. Расстояние между глазами и работой должно быть от 25 до 30 см. Иногда для этой цели пяльцы устанавливают выше, подкладывая под них доску, книгу и т. д. Стул должен быть придвинут к столу так, чтобы можно было упираться в его спинку. Большое значение имеет правильная постановка рук во время работы: левая рука должна находиться внизу, правая — сверху пялец. Правая рука проводит иглу на изнаночную сторону вышивки острым её концом, а левая, взяв иглу за острый конец, выводит её на лицевую стороне тупым концом (ушком). Нитку затягивают правой рукой. Так вышивают на редких тканях и строчевой сетке.

Выполняя вышивки на плотных тканях, иглу с изнаночной на лицевую сторону выводят острым концом. Для этого, прежде чем выколоть иглу на лицевую сторону, её переворачивают левой рукой.

Подготовка к вышивке

Прежде чем приступить к вышивке, надо выровнять ткань по основе и утку, наметить расположение узора на ткани, нанести узор и запялить ткань. Края ткани выравнивают следующим образом: выдёргивают крайнюю нить и по её следу отрезают лишнюю ткань. Ширину и длину изделия намечают таким же образом. Часто вдоль подвёрнутого края скатерти или салфетки выполняют узор в виде полоски. Такие полоски могут так же делить плоскость изделия на квадраты или прямоугольники, в которых вышивают основной узор. Прежде чем переводить узор, на ткани намечают расположение этих полосок. Для удобства выполнения швов, а также для более точного расположения их на ткани, из неё выдёргивают одну нить. После этого основной узор переводят на ткань, располагая его между линиями от выдернутых нитей. По их следу выполняют один из швов, например: "вперёд иголку", "шнурок", стебельчатый, тамбурный, -козлик», после того как будет выполнен основной узор.

Геометрический узор на ткани с чётким переплетением нитей можно выполнять по счёту нитей ткани. Если геометрический узор выполняют на плотной ткани, на которой нельзя считать нити, его переводят на ткань способом припороха. Для этого рисунок наносят на миллиметровую бумагу. Затем на прокладку из ткани или газеты кладут лист кальки, а на неё миллиметровку с узором и прокалывают обе бумаги в местах, где линии узора совпадают с точками пересечения вертикальных и горизонтальных линий клетки. Лист кальки с узором из проколов — сколок — слегка протирают тампоном, смоченным в машинном масле, кладут на ткань и прикрепляют к ней в нескольких местах. Тампон делают из ваты и обёртывают его марлей.

Если ткань светлая, то тампоном протирают сначала окрашенную сторону тёмной копировальной бумаги, затем сколок. Вместо копировальной бумаги можно взять Порошок синьки и смешать его с керосином. Красящий состав пройдёт сквозь дырочки кальки, образуя на ткани припорох — следы в виде точек, по которым можно вышивать.

Для перевода рисунка на тёмные ткани тампон смачивают в керосине, смешанном с мелом или зубным порошком. Можно использовать для этой цели зубную пасту, ни с чем её не смешивая. Таким же способом переводят узоры с произвольным контуром. При этом сколок получают, прокалывая узор по всему контуру. Расстояние между проколами не должно превышать 2—3 мм. Этот способ даёт возможность избежать искажений рисунка при переводе на ткань, ускорить и облегчить труд, особенно там, где один и тот же узор вышивают несколько раз.

Если нет возможности приготовить сколок, узор переводят с помощью копировальной бумаги. Бумагу с узором кладут на ткань и прикрепляют её булавками. Затем под рисунок кладут копировальную бумагу и обводя узор с произвольным контуром остронаточенным карандашом. При переводе на ткань узоров геометрического характера карандашом или ножкой школьного циркуля прокалывают миллиметровку с копировальной бумагой в местах, где линии узора совпадают с точками пересечения вертикальных и горизонтальных линий клетки. На ткани останутся точки. Переводя рисунок с помощью копировальной бумаги, надо помнить, что линии узора не должны быть жирными, чтобы ткань и нитки в процессе выполнения вышивки не загрязнились. Поэтому новую копировальную бумагу предварительно надо протереть сухой ватой или тряпочкой. На тонкие прозрачные ткани узор переводят с помощью подсвечивания. На стекло, под которым помещена лампа, кладут кальку с чётким узором, а гговерх неё хорошо натянутую (запаленную) ткань. Острооггоченным карандашом обводят узор, который виден сквозь ткань.

На сукно, бархат и на блестящие ткани узор переводят Прометкой через папиросную бумагу. Д.ля этого рисунок переводят на папиросную бумагу, примётывают её к ткани и прошивают частыми стежками шва «вперёд иголку» по всему контуру. Затем бумагу обрывают. После нанесения рисунка на ткань её запяливают. Небольшой кусок ткани трудно запялить в круглые пяльцы. Поэтому к его краям катушечными нитками № 40 пришивают полоски любой ткани, которые по окончании работы можно легко удалить.