Поведение человека
Известно, что ведущим фактором регуляции эффективности работы коллектива является его целевое назначение, организационные и технологические особенности совместной деятельности.
Практическая функция группы (во всех производственных подразделениях, создающих прежде всего материальные ценности) определяет практический тип руководителя (лидера) и такой же состав коллектива.
Это идеальная модель соответствия целей.
Познавательная функция группы лучше проявляется в учебных, научно-исследовательских, проектно-конструкторских подразделениях.
Эмоционально-коммуникативная больше раскрывается во время отдыха, на экскурсиях, в туристических походах и поездах, а также при выполнении общественной работы.
Соответственно этим групповым интересам должны подбираться когнитивный или коммуникативный типы руководителей (лидеров) и составы групп. Эта схема иллюстрирует основной вектор подбора и комплектования групп в условиях, когда такая возможность представляется.
Соответствие ориентации руководителя (лидера) целевому назначению групп повышает эффективность их функционирования, несоответствие— снижает.
Трехкомпонентная структура позволяет типологизировать не только группу, организацию, но и их лидеров. Критерии социометрических выборов предполагают оценку интеллектуальных, эмоциональных, регулятивных (практических) качеств у других членов группы.
При выделении из ее членов «интеллектуала» надо иметь в виду не только тех, у кого глубокие знания, но и тех, кто владеет новейшей интересной информацией. Эмоциональный лидер определяется способностью откликнуться на переживания других, понять их, найти время для сочувствующей беседы.
Эмоциональные лидеры — лучшие молодежные вожаки, профсоюзные и партийные организаторы.
Регулятивные (поведенческие, практические) лидеры требуются в тех ситуациях, когда необходимы профессиональные и жизненные знания, умения и навыки. Они являются лучшими командирами производства — мастерами, бригадирами, начальниками цехов и участков.
Во взаимодействии коллектива и руководителя, как уже отмечалось, принято выделять три составных компонента: директивность (авторитарность), коллегиальность (демократичность) и пассивное невмешательство (либерализм).
При этом отмечено, что директивность стиля руководства более свойственна практическому типу деятельности и личности, коллегиальность — аффективному (коммуникативному), невмешательство, попустительство — когнитивному.
В табл. 1 (в ней использованы данные Э. Кречмера, У. Шелдона, Н. Озерецкого) приведены некоторые внешние и внутренние проявления поведения человека в соответствии с преобладающим компонентом в структуре поведения.
Таблица. 1
Познавательная сфера |
«Мыслитель» (когнитивный тип) |
«Собеседник» (эмоционально-коммуникативный тип) |
«Практик» (практический тип) |
Источник информации (сенсорика) |
Ощущения черпает внутри себя |
Ощущения получает в общении с другими людьми |
Ощущения черпает в практических действиях и результатах |
Тип решения возникающих проблем, задач |
Необходимые сведения ищет в письменных источниках |
Сведения добывает в общении с другими людьми |
Предпочитает организовать «мыслителей» и «собеседников» |
Особенности мышления |
Строгая логика и доказательность мыслительных конструкций |
Отсутствие строгой логики в мышлении, опора на мнение других людей |
Строгая логика с ориентацией на мнение других |
Особенности принятия решений |
Трудно переубедить, изменить уже выработанную идею, мысль |
Легко изменяет собственную мыслительную конструкцию в пользу благополучия группы |
Любое принятое решение отстаивает до конца, даже если оно стало неверным |
Эмоционально-потребностная сфера трех типов личности | |||
Внешние проявления и субъективные переживания |
«Мыслитель» (когнитивный тип) |
«Собеседник» (эмоционально-коммуникативный тип) |
«Практик» (практический тип) |
Эмоциональная потребность |
Потребность в уединении в тяжелую минуту |
Потребность в людях в тяжелую минуту |
Потребность в действиях в тяжелую минуту |
Динамичность и прогно-стичность эмоциональных переживаний |
Непредсказуемость и неровность эмоциональных реакций |
Эмоциональная ровность и предсказуемость |
Средняя степень ровности и предсказуемости |
Проявления переживаний |
Скрытность чувств |
Эмоциональная выразительность и открытость |
Эмоциональная несдержанность |
Поведение, внешние проявления трех типов личности | |||
Внешние проявления |
«Мыслитель» (когнитивный тип) |
«Собеседник» (эмоционально-коммуникативный тип) |
«Практик» (практический тип) |
Худоба |
Угловатость, неуклюжесть движений, вялость походки |
Плавная походка |
Энергичная, уверенная походка |
Поза |
Угловатость, напряженность позы |
Расслабленность позы |
Уверенность в осанке |
Жестикуляция |
Либо отсутствует, сдерживается, либо угловатая |
Богатая, разнообразная |
Решительные манеры |
Мимика |
Слабость и бледность мимики, высокий ее самоконтроль |
Часто соответствует внутренним переживаниям |
Выразительная, артистичная |
Речь |
Замедленность, слабая выразительность речи, тихий голос и избегание шума |
Легкая, мягкая манера общения |
С трудом приглушаемый голос, резкие и четкие фразы и голос |
Для определения акцентов типа «мыслитель», «собеседник», «практик» у себя или у других необходимо построчно выбрать один из трех признаков, больше всего соответствующий образу мышления, характеру переживаний и поведения тестируемого. Он оценивается в два балла.
Выраженный меньше, чем первый, но все же частично обнаруживаемый, — в один балл, полностью неподходящий — ноль баллов. Потом подсчитывается сумма по столбцам.
В зависимости от преобладаний того или иного компонента можно говорить о доминировании в структуре личности признаков «мыслителя», «собеседника» и«практика».
С точки зрения гармоничности личности надо обращать внимание не только на ту сферу, которая больше всего сформирована, но и на менее выраженную (субдоминантную), развитие которой более всего необходимо.
Так, при значительном доминировании интеллектуального компонента наверняка отстает сфера общения и практической деятельности.
Следовательно, надо больше участвовать в общественной работе, учиться увлекать беседой других людей. Преобладание практического компонента требует развития способности самоанализа.
Крайняя выраженность коммуникативной сферы свидетельствует об излишней болтливости человека, не слишком большой озабоченности интеллектуальными ценностями и практической реализуемостью даже самых интересных идей.