Главная / Здоровье / Психология / Типы личности / Стиль руководства коллективом

Стиль руководства коллективом

Поведение человека

Известно, что ведущим фактором регуляции эффективности работы коллектива является его целевое назначение, организационные и технологические особенности совместной деятельности.

Практическая функция группы (во всех производственных подразделениях, создающих прежде всего материальные ценности) определяет практический тип руководителя (лидера) и такой же состав коллектива.

Это идеальная модель соответствия целей.

Познавательная функция группы лучше проявляется в учебных, научно-исследовательских, проектно-конструкторских подразделениях.

Эмоционально-коммуникативная больше раскрывается во время отдыха, на экскурсиях, в туристических походах и поездах, а также при выполнении общественной работы.

Соответственно этим групповым интересам должны подбираться когнитивный или коммуникативный типы руководителей (лидеров) и составы групп. Эта схема иллюстрирует основной вектор подбора и комплектования групп в условиях, когда такая возможность представляется.

Соответствие ориентации руководителя (лидера) целевому назначению групп повышает эффективность их функционирования, несоответствие— снижает.

Трехкомпонентная структура позволяет типологизировать не только группу, организацию, но и их лидеров. Критерии социометрических выборов предполагают оценку интеллектуальных, эмоциональных, регулятивных (практических) качеств у других членов группы.

При выделении из ее членов «интеллектуала» надо иметь в виду не только тех, у кого глубокие знания, но и тех, кто владеет новейшей интересной информацией. Эмоциональный лидер определяется способностью откликнуться на переживания других, понять их, найти время для сочувствующей беседы.

 Эмоциональные лидеры — лучшие молодежные вожаки, профсоюзные и партийные организаторы.

Регулятивные (поведенческие, практические) лидеры требуются в тех ситуациях, когда необходимы профессиональные и жизненные знания, умения и навыки. Они являются лучшими командирами производства — мастерами, бригадирами, начальниками цехов и участков.

Во взаимодействии коллектива и руководителя, как уже отмечалось, принято выделять три составных компонента: директивность (авторитарность), коллегиальность (демократичность) и пассивное невмешательство (либерализм).

При этом отмечено, что директивность стиля руководства более свойственна практическому типу деятельности и личности, коллегиальность — аффективному (коммуникативному), невмешательство, попустительство — когнитивному.

В табл. 1 (в ней использованы данные Э. Кречмера, У. Шелдона, Н. Озерецкого) приведены некоторые внешние и внутренние проявления поведения человека в соответствии с преобладающим компонентом в структуре поведения.

Таблица. 1

Познавательная сфера

«Мыслитель» (когнитивный тип)

«Собеседник» (эмоционально-коммуникативный тип)

«Практик» (практический тип)

Источник информации (сенсорика)

Ощущения черпает внутри себя

Ощущения получает в общении с другими людьми

Ощущения черпает в практических действиях и результатах

Тип решения возникающих проблем, задач

Необходимые сведения ищет в письменных источниках

Сведения добывает в общении с другими людьми

Предпочитает организовать «мыслителей» и «собеседников»

Особенности мышления

Строгая логика и доказательность мыслительных конструкций

Отсутствие строгой логики в мышлении, опора на мнение других людей

Строгая логика с ориентацией на мнение других

Особенности принятия решений

Трудно переубедить, изменить уже выработанную идею, мысль

Легко изменяет собственную мыслительную конструкцию в пользу благополучия группы

Любое принятое решение отстаивает до конца, даже если оно стало неверным

Эмоционально-потребностная сфера трех типов личности

Внешние проявления и субъективные переживания

«Мыслитель» (когнитивный тип)

«Собеседник» (эмоционально-коммуникативный тип)

«Практик» (практический тип)

Эмоциональная потребность

Потребность в уединении в тяжелую минуту

Потребность в людях в тяжелую минуту

Потребность в действиях в тяжелую минуту

Динамичность и прогно-стичность эмоциональных переживаний

Непредсказуемость и неровность эмоциональных реакций

Эмоциональная ровность и предсказуемость

Средняя степень ровности и предсказуемости

Проявления переживаний

Скрытность чувств

Эмоциональная выразительность и открытость

Эмоциональная несдержанность

Поведение, внешние проявления трех типов личности

Внешние проявления

«Мыслитель» (когнитивный тип)

«Собеседник» (эмоционально-коммуникативный тип)

«Практик» (практический тип)

Худоба

Угловатость, неуклюжесть движений, вялость походки

Плавная походка

Энергичная, уверенная походка

Поза

Угловатость, напряженность позы

Расслабленность позы

Уверенность в осанке

Жестикуляция

Либо отсутствует, сдерживается, либо угловатая

Богатая, разнообразная

Решительные манеры

Мимика

Слабость и бледность мимики, высокий ее самоконтроль

Часто соответствует внутренним переживаниям

Выразительная, артистичная

Речь

Замедленность, слабая выразительность речи, тихий голос и избегание шума

Легкая, мягкая манера общения

С трудом приглушаемый голос, резкие и четкие фразы и голос

Для определения акцентов типа «мыслитель», «собеседник», «практик» у себя или у других необходимо построчно выбрать один из трех признаков, больше всего соответствующий образу мышления, характеру переживаний и поведения тестируемого. Он оценивается в два балла.

Выраженный меньше, чем первый, но все же частично обнаруживаемый, — в один балл, полностью неподходящий — ноль баллов. Потом подсчитывается сумма по столбцам.

В зависимости от преобладаний того или иного компонента можно говорить о доминировании в структуре личности признаков «мыслителя», «собеседника» и«практика».

С точки зрения гармоничности личности надо обращать внимание не только на ту сферу, которая больше всего сформирована, но и на менее выраженную (субдоминантную), развитие которой более всего необходимо.

Так, при значительном доминировании интеллектуального компонента наверняка отстает сфера общения и практической деятельности.

Следовательно, надо больше участвовать в общественной работе, учиться увлекать беседой других людей. Преобладание практического компонента требует развития способности самоанализа.

Крайняя выраженность коммуникативной сферы свидетельствует об излишней болтливости человека, не слишком большой озабоченности интеллектуальными ценностями и практической реализуемостью даже самых интересных идей.