Цвет — одно из самых выразительных средств в костюме.
Он сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей. Восприятие цвета человеком сложилось естественно, в условиях окружающей природы, и при всех индивидуальных особенностях есть научно обоснованные общие закономерности восприятия цветов.
Например, красный цвет — это символ Солнца, огня, крови, жизни. Он обычно связывается с радостью, красотой, добром, теплом; но он же означает тревогу, опасность, угрозу для жизни.
Белый цвет чаще всего символизирует свежесть, чистоту, молодость; но может означать покой, безжизненность и даже траур у некоторых народов.
Черный цвет с точки зрения физики — пустота, отсутствие света и цвета; его традиционный смысл — все «ночное», недоброе, враждебное человеку, горе и смерть.
Другие цвета тоже несут свою «смысловую нагрузку», но она, конечно, достаточно условна и неоднозначна. В прежние времена для людей различного общественного положения, определенных занятий цвет одежд, так же как материал и покрой, определялся властями.
И в наше время в ряде случаев существуют «цветовые законы» — традиционные сочетания цветов в национальных костюмах; обязательные цвета в форменной и специальной одежде, эмблемах, знаках различия военных, служащих, врачей, спортсменов и т. д.
Значение цветовой символики (в том числе в одежде) возрастает в периоды обострения политической борьбы, революций.
В современном костюме применяется все бесконечное разнообразие цветов, оттенков, тонов. Существует целое учение о цветах — цветоведение.
Кроме семи цветов радуги — спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), в цветовой круг (цвет, табл. XVI) входит, как бы замыкая его, пурпурный цвет, расположенный между фиолетовым и красным.
Основными принято считать четыре чистых цвета: красный, зеленый, желтый, синий. Все остальные оттенки получаются путем их смешения и добавления черного и белого — ахроматических, т. е. «нецветных» цветов.
Различные оттенки серого, неяркие коричневато-зеленоватые тона называют нейтральными. Если в состав цвета входит красный или желтый — он воспринимается как теплый, а зеленый и особенно синий придают «холодность».
Некоторые цвета (особенно желтый) могут вызывать такое ощущение, что предмет «выступает», «приближается»; другие (особенно синий) — что предмет «отступает», «удаляется».
Все эти и многие другие свойства цвета используют живописцы. Картина не имеет реальной глубины — она расположена на плоском холсте, доске, бумаге. Но искусство мастера таково, что у зрителя возникают иллюзии пространства, воздушности и даже движения, не говоря уже о передаче фактуры предметов окружающего нас вещественного мира.
При создании костюма обязательно учитываются свойства цвета.
Светлые, чистые, теплые цвета как бы приближают и увеличивают предмет, но в то же время делают его легче. Темные, холодные цвета удаляют и уменьшают, но придают тяжесть.
Решая практические, житейские вопросы о выборе цвета в костюме, надо не забывать некоторые простые правила, которые, впрочем, не всегда безусловны. В каждом отдельном случае найти решение поможет практика, опыт и даже ошибки, если извлечь из них урок.
Всякий человек имеет свои внешние данные, в том числе сочетание оттенков кожи, глаз, волос.
Цвет одежды может повторять, как бы усиливать эти оттенки или, наоборот, подчеркивать их контрастами, противопоставлениями — но обязательно гармонично, т. е. красиво, не кричаще.
Если вам лично какой-то цвет приятен, это еще не значит, что он вам к лицу. Если вам приглянулась ткань в магазине, то еще неизвестно, как она будет выглядеть не в виде большого полотнища на стенде, а в виде платья на фигуре, причем именно на вашей.Нельзя дать совет, который годился бы для всех.
Но каждый должен знать, что существуют цвета сближенные, т. е. родственные и контрастные, противоположные.
Например, всегда хорошо «смотрятся» такие проверенные сочетания, как коричневый — золотистый — оливково-зеленый; коричневый — бежевый — кремовый; синий — красный — белый; черный — белый, можно с добавлением яркого цвета (оранжевый, бирюзовый, золотистый, розовый); серый различных тонов с белым, цветным.
В поисках выразительных средств, особенно в новых моделях, всегда выбирают ведущую гамму на каждый сезон. Здесь простор и для вашей изобретательности, возможность пробовать, искать, фантазировать, сочетать цвета по принципу «неожиданности»: темно-синий — ярко-зеленый; цвет незабудки — цвет граната; «колбасный» с «горчичным» и так далее!..
Некоторые цвета «не терпят» взаимного соседства. Не стоит, скажем, располагать рядом теплые и холодные оттенки одного и того же цвета: желтовато-зеленый и синевато-зеленый; красный с оранжевым оттенком и красный лиловатый, малиновый.
Грубо, крикливо могут выглядеть рядом желтый с бордо, лиловый с оранжевым; синий, зеленый, красный с желтым; желтый цвет вообще можно вводить в костюм с большой осторожностью.
Таблица Цветовые сочетания
Основные |
Гармонирующие цвета и оттенки |
Негармонирующие цвета и оттенки |
Чисто красный |
Зеленый, синий, синевато-зеленый, золотисто-желтый, серый |
Фиолетовый, кирпичный, коричневый, |
Розовый |
Бордо, коричневый, серый |
Синий, красный, каштановый, сиреневый |
Оранжевый |
Небесно-голубой, зеленый, фиолетовый, лиловый, коричневый, белый |
Красный |
Коричневый |
Беж, синий с зеленоватым оттенком, серый, золотистый |
Бордо, каштановый, сиреневый, розовый |
Желтый |
Зеленый, коричневый, золотистый |
Бордо, розовый |
Голубой |
Красный, коричневый, синий, оранжевый, светло-фиолетовый |
Бордо, темно-фиолетовый, сиреневый |
Синий |
Красный, серый, золотистый, бордо |
Зеленый, сиреневый, розовый, коричневый |
Фиолетовый |
Золотистый, желтый, оранжевый, светло-зеленый, зеленый, травяной, цвет морской воды |
Красный, кирпичный |
Сиреневый |
Серый, каштановый, светло-фиолетовый, зеленый |
Синий, кирпичный, красный, бордо, золотистый, розовый |
Бордо |
Зеленый, сине-зеленый, серый, розовый, синий |
Сиреневый, каштановый, красный, золотистый |
Серый |
Черный, зеленый, красный, синий, розовый, желтый, голубой |
Коричневый, беж |
Летом особенно хорош белый цвет, но он имеет множество «ликов», то есть оттенков, а еще — «родственников». Это натуральные тона по-разному обработанной пряжи из хлопка, льна, шерсти. Такие материалы чаще всего располагают к народным, фольклорным мотивам.
Все активно цветное, пестрое, яркое требует большой осторожности.. Во-первых, это уместно в сочетании с яркой внешностью, яркой природой, солнцем; во-вторых, излишне яркие цвета одежды, особенно в виде крупного орнамента, букетов могут сделать фигуру бесформенной; в-третьих, они часто раздражают окружающих, особенно в рабочей обстановке.
Именно при использовании ярких цветов особенно требуется чувство меры, тонкий вкус. Кроме того, есть неписаные, но хорошо известные возрастные ограничения: яркое, цветное, порой озорное и забавное к лицу юности; зрелый возраст выражает себя более сдержанной гаммой (впрочем, жестких рамок тут нет).
Нельзя забывать и о таких мелочах, как, например, пуговицы; порой они-то и оказываются в костюме либо «изюминкой», либо «ложкой дегтя». Не бывает ни материалов, ни пуговиц «просто синих», «вообще зеленых», даже черные или белые — все разные. Поэтому подбирать их надо очень внимательно, и не только по цвету.
Следует подумать, что больше подойдет — пуговица с отверстиями или на «ножке», гладкая или узорная, плоская или выпуклая, блестящая или матовая.
То же самое можно сказать и о других дополнениях к одежде, ведь именно в «мелочах» проявляется ваша личность, даже если одежда стандартна, именно дополнения часто говорят об умении видеть себя и окружающих, характере, общей культуре, интересах, вкусе.