Главная / Беременность / Сонатал / Развитие чувства ритма у детей

Развитие чувства ритма у детей

Сердце

Ежедневно при помощи фонендоскопа ребенок слушает удары:

  • собственного сердца;
  • сердца мамы;
  • сердца папы;
  • сердец других членов семьи.

Ритмический аккомапанемент

Включается ритмичная музыка. Ручкой ребенка мама отбивает ритм по любому ударному инструменту (барабану, бубну, тазу, кастрюле и др.). Ритмы могут быть различными, но усложнять их нужно постепенно. Чтобы малыш лучше усваивал ритм, желательно вводить новые произведения не чаще 1 раза в неделю.

Примеры:

  • 1-я неделя: Чайковский. «Щелкунчик» — танец пастушков
  • 2-я неделя: Бизе. «Кармен-сюита» — танец и развод караула
  • 3-я неделя: джазовая музыка (диксиленд)
  • 4-я неделя: рок-музыка

Отбивать ритм можно и ручками, и ножками, по очереди или одновременно. Время игры к концу месяца доводится до 8-10 минут.

Комплексы ритмической гимнастики

Упражнения ритмической гимнастики выполняются не ранее, чем через 40-45 минут после кормления. Освободите малыша из пеленок и дайте ему свободно подвигаться. Каждое упражнение делается 8 раз под музыку в размере 2/4,4/4. К концу месяца занятия ритмической гимнастикой должны занимать не более 5-7 минут.

 1-я неделя. Комплекс 1  2-я неделя. Комплекс 2 3-я неделя. Комплекс 3 

На спине:

Дыхательная гимнастика: сжимаем туловище на вдохе, отпускаем на выдохе.
Скрещивание рук на груди и разведение их в стороны. Бокс.
Попеременное поднимание рук вверх. Попеременное сгибание стоп. Велосипед.
Коробочка (сгибание колен, подтягивание их к груди). Ножницы (скрещивание и разведение поднятых прямых ног).

На животе:

Плавание кролем, только ногами. Плавание кролем, только руками. Брасс ногами. Брасс руками.
В заключение — вибрация всего тела.

 На спине:

Дыхательная гимнастика. Ритмичное прогибание спины. Скрещивание рук на груди.
Поднимание рук над головой через стороны, опускание вниз. Попеременное сгибание стоп. Велосипед.
Разведение в стороны согнутых в коленях ног, сведение выпрямленных Ножницы.
Крестики (поднимаем левую ногу к правой руке и наоборот).

На животе:

Поднимание ног.
Скрещивание ног.
Кроль ногами.
Кроль руками.
Брасс ногами.
Брасс руками.
Дыхательная гимнастика.
В заключение — вибрация всего тела.

На спине:

Дыхательная гимнастика. Ножницы руками. Круги руками.
Поднимание рук над головой через стороны. Бокс.
Круги стопами. Велосипед.
Подгибание коленей к груди. Переменное поднимание ног. Лягушка. Крестики.
Дыхательная гимнастика.

На животе:

Поднимание ног. Брасс руками и ногами. Кроль руками и ногами.
Лодочка (покачивание на животе от головы к ногам).
В вертикальном положении (с поддержкой под мышками):
Имитация приседания. Имитация ходьбы. Имитация бега. Имитация прыжков. Имитация свободного полета тела.
Подбрасывание. Вращение в воздухе («пропеллер») Дыхательная гимнастика.

Ритмические удары

Приложив к туловищу малыша пустой спичечный коробок, мама в течение 1-2 минут отбивает пальцами ритм:

  • 1-я неделя — в размере 2/4;
  • 2-я неделя — в размере 3/4;
  • 3-я неделя — в размере 4/4;
  • 4-я неделя — в размере 6/8.

Темпоритм

Включив метроном, мама отстукивает ритм в разных темпах ладошкой или ножкой ребенка. Перед сном мама переводит указатель метронома на 60 ударов в минуту, перед пробуждением — на 120 ударов в минуту. Мама проделывает с ребенком пассивные дыхательные движения в ритме музыки, нежно нажимая ладонями на грудку малыша. Во время сна ребенка проигрывается спокойная, мягкая музыка с четким ритмом в медленном темпе. Ко времени пробуждения включается более подвижная музыка.

Рифмы

Мама знакомит ребенка со стихами, читая их в разных вариантах:

  • читает стихотворение;
  • читает, одновременно отстукивая ритм ручкой или ножкой ребенка;
  • читает, выделяя паузой рифмующиеся слова, как бы ожидая от ребенка продолжения.

Пример: Шалтай-Болтай сидел на стене. Шалтай-Болтай свалился ... во сне. И т. п.

Чтение под музыку (мелодекламация)

Мама читает стихотворение в четком, ясном ритме, подобрав подхо дящий музыкальный аккомпанемент.

Примеры:

  • Барто «Кораблик»,
  • Шуман «Смелый наездник».
  • Чуковский «Чудо-дерево»,
  • Кабалевский «Частушка».

Варианты:

  • исполняется музыка без чтения;
  • читается стихотворение без музыки;
  • читается стихотворение, одновременно звучит музыка.

Стихотворные ритмы

Мама знакомит ребенка с основными стихотворными ритмами:

  • Хорей: ма-ма, па-па — ударение на первом слоге двухсложного слова.
  • Ямб: па-рад, са-лют — ударение на втором слоге двусложного слова.
  • Дактиль: сол-ныш-ко, де-воч-ка — ударение на первом слоге трех сложного слова.
  • Амфибрахий: ма-ши-на, ма-ли-на — ударение на втором слоге трех сложного слова.
  • Анапест: па-ро-ход, са-мо-лет — ударение на третьем слоге трехсложного слова.

Мама читает стихи, отхлопывая ритм своими или детскими ладонями, подчеркивая ударные слоги. Каждое стихотворение читается не менее 5 раз:

  • Мама читает стихотворение.
  • Повторяет чтение, отхлопывая ритм.
  • Отхлопывает один ритм без чтения.
  • Вновь читает стихотворение, отхлопывая ритм.
  • Читает без ритмического сопровождения.

Необходимо подобрать семь стихов для демонстрации каждого ритма и стихотворного размера, меняя их ежедневно, знакомя с каждым в течение недели. Подбирайте стихи в соответствии с вашими литературными пристрастиями и вкусами.

Примеры:

1-я неделя. Наша Таня громко плачет...   (А. Барто) (четырехстопный хорей).
2-я неделя. Идет бычок, качается... (четырехстопный ямб).
3-я неделя. Мельник на ослике ехал верхом. (С. Маршак), (четырехстопный дактиль).
4-я неделя. Однажды в студеную зимнюю пору...
(Н. Некрасов), (четырехстопный амфибрахий).
5-я неделя. На заре ты ее не буди (трехстопный анапест).

Ритмический массаж

Мама массирует ребенка в ритм музыки:

  • В утренние часы (6-12) в темпе 50-60 ударов в минуту.
  • Днем (12-18) в темпе 30-40 ударов в минуту.
  • Вечером (18-22), темп будет равен 20-30 ударам в минуту.

Сеанс массажа длится не более 5 минут. После него необходимо в течение 5 минут послушать спокойную, плавную музыку для расслабления.

Акупрессурный ритмомассаж стопы

Установив темп с помощью метронома, мама массирует пальцами рук точки акупунктуры на стопе ребенка.

Различные зоны требуют разных темпов и режимов массажа.

Зона сердца (только на левой стопе): 120 прижатий в минуту.
Зона желудка (обе стопы): 4 прижатия в минуту — в течение дня.
Зона солнечного сплетения (обе стопы): 60 прижатий в минуту — только утром.

Часы

Мама подносит к ушкам ребенка часы с различной скоростью и звучанием тиканья: наручные, будильники и т. п. Очень хорошо послушать вместе с малышом стенные часы с боем, отбивающие время каждый час.

Природные ритмы

Показывая ребенку восход и закат, мама поет или играет короткие мелодии.

Светозвуковой темпоритм

Упражнение начинается в темноте. Звук и свет включаются одновременно. Ежедневно увеличиваем продолжительность упражнения с 4 раз в первый день до 30 раз и более к концу месяца.