Система психопрофилактической подготовки беременных к родам разработана в нашей стране. Основы ее заложены К. И. Платоновым и И. И. Вельвовским.
В разработке теоретических основ, усовершенствовании метода и его популяризации большая заслуга принадлежит А. П. Николаеву, Ф. А. Сыроватко, А. И. Долину и другим акушерам и физиологам.
Основу данного метода подготовки к родам представляет учение о сущности родовой боли, краткое содержание которого изложено выше.
Существенное значение имеет положение, что в формировании родовой боли, кроме раздражения нервных окончаний матки (и других отделов родовых путей), участвует условнорефлекторный компонент, связанный с воздействиями на вторую сигнальную систему, а также признание ведущей роли коры головного мозга в возникновении болевых ощущений.
К основам психопрофилактического метода относится также положение о необязательности боли для нормального течения родового акта и зависимости интенсивности болевых ощущений от нервной системы роженицы.
Известно, что раздражение нервных элементов матки и других отделов полового аппарата при родах происходит всегда. Однако степень болевых ощущений у рожениц бывает различной в зависимости от функциональных особенностей нервной системы.
У некоторых женщин роды протекают с незначительной болью или бывают даже безболезненные. Многие роженицы испытывают умеренные боли и терпеливо их переносят, не испытывая страха, ведут себя спокойно, выполняют указания врача.
Такие реакции на болевые раздражения наблюдаются обычно у спокойных, уравновешенных женщин. Женщины с неуравновешенной нервной системой подвержены страху и другим отрицательным эмоциям; у этих женщин порог болевой чувствительности низкий, поэтому раздражения нервных элементов, связанные со схватками и потугами, воспринимаются как сильные боли.
Роженицы беспокойны, плохо выполняют указания врача, мешают вести роды.
Следовательно, при наличии одинаковых раздражителей нервной системы полового аппарата ответная реакция рожениц бывает различной. Степень болевых ощущений меняется в зависимости от характера деятельности высшего отдела центральной нервной системы.
Цель психопрофилактической подготовки женщин к родам — снять психогенный компонент родовой боли, устранить представление о ее неизбежности, гнетущее чувство страха и способствовать созданию нового представления о родах как о благополучно протекающем физиологическом процессе, при котором боль не обязательна. Воздействие на кору головного мозга в процессе психопрофилактической подготовки способствует смягчению или устранению болевых ощущений.
Женщину следует убедить в возможности безболезненного течения родов при условии правильного поведения. В процессе психопрофилактической подготовки женщине внушают необходимость спокойного и активного поведения во время родов.
Ее знакомят с основными сведениями о физиологии родов, их клиническом течении, а также с ощущениями, возникающими в разные периоды родов; при этом подчеркивается необязательность болевых ощущений.
Женщине разъясняют, что выполнение определенных приемов, которым ее обучают в процессе психопрофилактической подготовки, способствует безболезненному течению родов.
Психопрофилактическая подготовка к родам представляет собой систему мероприятий, проводимых с самого начала беременности, особенно за 4 нед до родов и во время них. Во время беременности проводят тщательное ознакомление с анамнезом, общее и акушерское исследования по общепринятым правилам.
Выявляют отношение женщины к беременности, наличие страхов и опасений. С самого начала беременности стремятся устранить страх перед родами, создать положительные эмоции (уверенность в возможности безболезненного течения родов, радость материнства).
Благоприятное воздействие на психику оказывается в течение всей беременности, при каждом посещении консультации. С 35— 36-й недели беременности с женщиной проводят специальные занятия, во время которых ее знакомят с течением родов, обучают правильному поведению во время родов и приемам, способствующим обезболиванию родов.
Для проведения занятий в консультации выделяется особый кабинет, оборудованный кушетками и учебными пособиями (рисунки, плакаты, муляжи). Если выделить кабинет невозможно, занятия проводят в обычном кабинете в специально отведенные часы.