Хорошее настроение, подъем душевных и физических сил выражается в появлении новых штрихов, в большей закругленности букв, в украшении их дополнительными выразительными элементами. Наоборот, плохое настроение и слабый жизненный тонус обнаруживаются в уменьшении размеров букв и в меньшей твердости очертаний, создается такое впечатление, что нет сил писать.
В момент, когда человек отвлечен (сам или его отвлекают), последняя буква слова получается незаконченной и неправильной. Незавершенность, искажение обычной формы букв и слов, пропуск знаков препинания возможны при спешке, волнении, т. е. во всех случаях неустойчивости внимания.
При сильных перепадах настроения, самочувствия и активности почерк изменяется значительно, но не по существу.
Настроение— это общее состояние оптимизма — пессимизма.
Оптимизм— это радужность, эйфория восприятия событий текущего момента, их положительная переоценка.
Пессимизм — это серо-черное видение мира с акцентами на безнадежность попыток сделать что-либо хорошее.
Пессимизм — явная недооценка своих возможностей и перспектив положительного разрешения жизненных проблем.
Самочувствие бывает хорошее, среднее и плохое, что определяется физическим здоровьем человека. Различные соматические отклонения от нормы (сердечные, сосудистые, желудочно-кишечные, мышечные) могут вызывать общий упадок сил.
Активность — состояние повышенного возбуждения на фоне хорошего соматического здоровья.
Метеопаты — люди, чрезвычайно зависимые от общих погодных условий (давления, температуры, солнечности — пасмурности и других физических условий погоды).
У метеопатов внешние физические условия в большей мере влияют на такие особенности почерка, как:
- размер букв (их увеличение или уменьшение от обычных величин) ;
- рисунок некоторых букв (у каждого свои устойчивые и неустойчивые формы начертания букв);
- толщина линий, которая зависит от активности, настроения, самочувствия (линии могут быть толстыми, тонкими, четкими, вялыми) ;
- направление строк (подъем к концу строки или опускание всех строк, или ровный их характер; при повышенной активности, хорошем настроении строки «бегут» в верхний правый угол и, наоборот, при
- снижении активности и пессимистичности строки опускаются слева направо в нижний правый угол).
Факсимиле, или подпись, как сейчас чаще говорят, — выразительный сгусток, квинтэссенция особенностей почерка человека.
Характеристика человека по росписи:
- У деловых и талантливых людей, находящихся в хорошем тонусе и на подъеме своих достижений, подпись, а главное ее концовка (росчерк), закруглена раковинообразно или спиралевидно.
- Наоборот, у людей менее деловых и уверенных в себе подпись очень короткая и росчерк незавершенный, как бы оборванный в самом начале своего движения.
- В самой размашистости подписи автора просматривается его экспансивность, уверенность, желание утвердить свое собственное «Я», свою позицию.
- Пространство, которое «захватывает» подпись, демонстрирует притязания в межличностных отношениях: «быть над другими» или «под другими», повелевать или подчиняться.
- Отсутствие в подписи росчерка — признак не только неуверенности, но и душевной простоты, доверчивости.
- Наоборот, недоверчивость автора подписи, его осмотрительность и настороженность проявляются в большом росчерке часто с тире и точками.
- Точки и тире ограничивают пространство и завершают действие автора: только так и ничего больше, на этом можно поставить точку и тире. У очень энергичного человека в росчерке нажим вниз, что показывает остаточность его силы, для которой нет пределов выражения.
Таким образом, существуют определенные связи между психологическими качествами человека и его почерком. Но каким образом более строго определять эти связи? Для этого необходимо познакомиться с азами графологического исследования.