Кроме выразительных средств композиции костюма, необходимо иметь представление о зрительных иллюзиях, оптических эффектах.
Немногочисленные, ритмически расположенные в продольном направлении линии «вытягивают» фигуру, в поперечном — «приземляют».
Но сравнительно крупные параллельные полосы на ткани производят обратный эффект рис. 7 — «растягивают» фигуру ввысь (горизонтальные) или вширь (вертикальные). Мелкие же частые полоски, как правило, выглядят однотонной рябой поверхностью и не воспринимаются как линии.
Рис.7. Крупные полосы в костюме: а — горизонтальные; 6 — вертикальные
Продольные линии обязательно должны следовать формам тела, то есть повторять расширение плеч, сближаться к талии, а затем или слегка расходиться (для женской фигуры), или создавать устойчивую опору, хотя и без расширения (для мужской).
Линии могут плавно сходиться от низа к верху, как, например, в русском сарафане: и весь силуэт, и соответствующая ему по линиям «тяга» посредине придают фигуре стройность, устойчивость.
Если же линии в костюме провести строго параллельно, то они будут противоречить естественной форме, зрительно «разрушать», «распирать» ее.
Поэтому, скажем, карманы должны быть не строго прямоугольными, а чуть-чуть убывать по ширине кверху (на пиджаке, платье силуэта трапеция или приталенном) или книзу (на брюках, зауженных книзу). Зато на рубашке или платье стиля «сафари», где крой приближен к прямым линиям, в этом нет надобности.
Элементы треугольной формы способствуют выделению приятных черт и линий фигуры и скрывают нежелательные, например широкие бедра можно скрыть с помощью расширяющейся книзу юбки или широко развернутой линии плеч.
Тоненькой девушке маленького роста с плоской грудью и худыми руками лучше носить платье с красивым широким поясом и пышной юбкой. Расширить линию плеч и увеличить грудь можно за счет маленького воротника и широкой короткой кокетки.
Детали костюма должны учитывать размеры фигуры, но при этом не должны быть слишком мелкими, так как это сделает ее похожей на девочку.
Маленькой фигуре не подходит длинный приталенный жакет, ей больше подойдет короткий полуприталенный жакет. При впалой или плоской груди рекомендуется использовать пышные блузки, короткие безрукавки, пелерины и отделку в виде карманов с клапанами, оборок, жабо.
Полная женщина должна носить такой костюм, который бы выделял ее наиболее приятные черты. Смягчающими линиями являются продольные и диагональные. Юбка, слегка расширенная книзу, уравновешивает пышную грудь.
Полной женщине следует избегать широких рукавов, кокеток, оборок, манжет. Пышные рукава, большие карманы зрительно расширяют бедра. Слишком затянутый широкий пояс подчеркивает полноту; рукав реглан образует диагонали, неблагоприятные для такой фигуры, а слишком маленькая шляпка и длинные спадающие волосы, обтягивающая юбка и обувь с перепонками увеличивают размеры лица и ног.
При короткой шее следует избегать воротников-стоек и очень широких воротников, горизонтальных вырезов типа «лодочка»; больше подойдет удлиненный овальный или У-образный вырез.
Женщине с очень полными бедрами следует избегать костюмов с приталенным жакетом и узкой юбкой. Ей больше может подойти короткий полуприталенный жакет: таким образом, длина юбки зрительно увеличит ее рост.
Следует использовать тяжелые ткани, избегая ярких кричащих тонов, а также тканей жестких и блестящих. Контрастная блузка и юбка сделают фигуру шире и короче. Тяжелые украшения, средней величины шляпка и длинная плоская сумочка сделают ее меньше за счет контраста.
Женщине с высокой тонкой фигурой лучше носить пышные юбки, отделанные оборкой и тесьмой, гофрированные воротники, банты, пелерины, костюмы, широкие двубортные пальто, использовать контрастные тона (по горизонтали), широкие пояса, вырез «лодочка», кокетки. Линия плеч должна быть расширенная, пройма глубокая, рукав ¾ или не доходящий до локтя.
При очень высоком росте лучше носить более короткие юбки, туфли на низком каблуке и шляпы с полями.
При длинной и худой шее лучше иметь мягкий и высокий воротник.
При широких плечах не следует носить узких юбок, плотно прилегающих воротников, широкополых шляп. Плечи можно уравновешивать широкими юбками и использовать У-образный вырез.
Расстановка акцентов должна производиться с учетом отвлечения внимания от невыгодных частей фигуры. Расположение акцентов или выделяющихся светлых деталей по краям фигуры делает ее более широкой, и наоборот, темные перчатки, обувь, шляпа увеличивают ее высоту».
При несимметричности фигуры (разная высота плеч, бедер) на более низкой стороне можно поместить драпировку, застежку, украшение, цветную деталь, аппликацию.
Ко всему этому надо добавить, что нет универсальных правил для всех. Всегда следует в первую очередь помнить о таких величинах и пропорциях, которые оцениваются прежде всего: общий размер фигуры, головы, рук, ног.
Каждый должен знать наиболее выгодные для себя соотношения и не забывать о них в периоды увлечения короткими юбками, широкими или узкими брюками, массивными плечами, большими или маленькими шапками.