Почерк человека

Можно ли по почерку что-то сказать о человеке? Если да, то каким образом, если нет, так зачем же графологией занимаются ученые и практики во всем мире. Эпистолярный жанр пока не исчез из современной жизни, о чем свидетельствует перегруженная (особенно в праздники) почта.

Для современного человека, когда перья сменили шариковые ручки и пишущие машинки, графология может представиться пережитком. Между тем даже роспись в ведомости или в любом другом документе не только единственное достоверное свидетельство авторства, но и характеристика личности.

Подпись, или автограф, немало говорит о переживаниях человека, а также о скромности и уверенности, об открытости и скрытности, об эмоциональности и сдержанности. Наряду с устойчивыми особенностями почерка, которые не меняются в зависимости от состояний человека, некоторые его особенности связаны с настроением, утомлением, возбуждением.

А. Лурье приводит пример изменения графики автографа до и после допроса. В. Прейер наблюдал изменения автографа у молодой женщины, которая на месяц разошлась со своим мужем.

До этого момента почерк был косой, затем в течение месяца был прямой, после примирения опять стал косой. Переживание факта развода явилось настолько сильным, что выпрямление почерка засвидетельствовало искусственность месячного существования любящей женщины.

Даже неискушенный читатель рукописи, а тем более машинистка, обращают внимание на следующие качества почерка:

  • понятность — непонятность, легкость и трудность понимания написанного;
  • красивость — некрасивость, эстетичность букв, слов, их гармоничность расположения в тексте.

Эти особенности почерка как бы лежат на поверхности и больше всего бросаются в глаза. Складывается впечатление, что одни люди пишут для себя и порой сами с трудом разбирают то, что ими написано. Другие как бы чувствуют постоянное присутствие других людей и пишут для них.

В Юго-Восточной Азии существовал обычай перед венчанием приносить к одному из верховных жрецов образцы почерков жениха и невесты. Он анализировал почерк и давал согласие на брак лишь на основании его изучения. Может быть это и суровое правило, но прогноз совместимости будущих супругов и родителей охранял род от тех проблем, которые сейчас зачастую стихийно возникают, и никто не может понять в чем дело. У китайцев такой обычай существует и поныне, хотя и не во всех слоях общества.

Еще Светоний, рассматривая сжатый и убористый почерк императора Августина, указал на его скупость. Аристотель говорил о том, что внешний вид письма может соответствовать душевным качествам пишущего. Родоначальником графологии считают итальянского врача 17 века профессора Болонского университета Камилло Бальдо, написавшего исследование «О способах узнавания образа жизни, характера и личных качеств человека по его письму» (Капри, 1662 г.).

Иоганн Каспар Лафатер (1741—1801), швейцарский философ и писатель, издавший трактат по физиогномике, отмечал следующее:

  • почерк имеет национальные особенности;
  • между речью, походкой и почерком существует известное соответствие.

Чезаре Ломброзо (1835—1909), итальянский судебный психиатр, криминалист и антрополог, Алфред Бине (1857—1911), известный французский психолог, впервые создавший психологические тесты, осуществляли первые эксперименты по графологии с гипнотическим внушением. Внушая различные социальные роли (крестьянина, дворянина, лакея и т. д.), они фиксировали существенные изменения в почерке одних и тех же людей.

Многие философы и ученые невольно обращались к графологии как к средству подтверждения своих мыслей и идей, мнений и оценок исторических личностей.

Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646—1716), немецкий философ, математик, физик и языковед, сотрудничавший с Петром I, говорил о почерке как об одном из способов выражения характера человека.

Приверженцами графологии были такие мыслители-авторитеты, как Чарлз Дарвин (1809—1882), Вильгельм Гумбольдт (1767— 1859), Иоганн Вольфганг Гете (1749—1832). Все они очень разные по общему миропониманию явлений жизни.

Но в силу энциклопедичное своих знаний они не могли обойти эту область материального выражения человеческих характеров. Философы и естествоиспытатели, математики и поэты невольно обращали внимание на почерк и рисунки как материальное воплощение человеческой психики.

Некоторые исследователи шли, может быть, слишком далеко, что создавало впечатление мистифицированности явлений. Так, Громан, один из фанатичных приверженцев графологии, утверждал, что по почерку можно определить рост человека, голос, цвет глаз и волос.

Но мистицизм снимается, если знать опосредованные связи между этими качествами, казалось бы никак не связанными между собой. В наше бурное время научно-технических и других революций у ученых нет времени и сил заниматься человеком.

Между тем в те более гуманитарные времена накапливались песчинки связей внутренних психических и внешних проявлений человека. Современная психогенетика на новом витке развития знаний о человеке подтверждает многие мистические представления далекого прошлого, когда наука строилась на кропотливом и длительном описании.

Известный в истории аббат Мишон в 1806 г. создал графологическое общество и даже школу, под его покровительством издавались журналы и книги.

Графологический анализ почерка, в том числе факсимиле (или подписи), исторически известных людей подтверждает связи графических данных письма с характером и темпераментом авторов. Так, преобладание в почерке угловатых элементов в буквах, наличие острых углов выявлено у Бисмарка, Кромвеля, Петра I, Екатерины Медичи, Бирона и у других политических деятелей. По описаниям поступков в жизни этих людей известна их агрессивность, нетерпимость характера, сильная внутренняя конфликтность. Эти свойства отпечатались не только в их почерке, но и в истории.

Вообще революционные преобразования, реформы осуществляют люди бескомпромиссные, ортодоксальные в своем миропонимании. И это дает им возможность оставить след не только на бумаге и в душах людей, но и в судьбах целых государств.Об определенной связи почерка с психическими отклонениями личности написано было достаточно, графологическая экспертиза используется при постановке диагноза, а в современной криминалистике идентификация по почерку — стандартный способ определения подделок. Но это еще не все. Рукописный материал следователю-исследователю говорит об очень многом.

В почерке больше, чем в другой двигательной активности человека, может проявляться его психологическая сущность. Это подтверждается хотя бы тем, что конституциональные особенности верхних конечностей создают неограниченные возможности траектории движений. Кончики пальцев по отношению к грудной клетке имеют 16 степеней свободы, а по отношению к ногам около 30.

Возможность вариаций, богатство траекторий создают предпосылки больших возможностей индивидуально-психологического выражения внутренней (психической) жизни личности. Конечно, развитие пальцев рук и творчество рук проявляется не только п почерке, но и в исполнении музыкальных произведений, в живописи и т. д. Но почерк как графическое творчество наиболее широко представлен в активности человека.

Известный графолог (почерковед) 20-х годов Д. М. Зуев-Инсаров умел определять пол по почерку почти безошибочно. Мужской почерк практически всегда точно определялся (ошибка 5%), женский почерк давал большую вероятность ошибок идентификации (10—15%). Больший процент ошибок в определении женского почерка проистекал из того, что женский почерк бывал похож на мужской. Известно, что моделью подражания некоторых женщин является мужчина и значительно реже наоборот. Как это не парадоксально, но мужественность женщин чаще поощряется, чем женственность мужчин.

В почерке отражается характер развития человека — от графического лепета начинающего писать ребенка, резко измененного почерка протестующего подростка к выработанному зрелому почерку взрослого человека. По почерку легко определить опыт писания человека: более уверенный и беглый у тех, кто много пишет, и менее уверенный и «застывший» у редко пишущих.

В литературе собрано немало сведений, представляющих интерес для работника кадровой службы и руководителя. Так, временные изменения почерка показывают смену настроения, утомление человека, перемену профессии, изменение социокультурного окружения и т. д. При утомлении: превышение норм размашистости (для данного человека) и небрежности либо дрожание и вообще изменение структуры волосяных линий.

Кстати, письмо шариковой ручкой скрадывает вариации почерка перьевого-чернильного. Исследователи обнаруживают устойчивую связь между почерком и рисунком одного автора. Особенно, если рисунок исполнен линейно, т. е. дает возможность ясно различать штрихи пера, карандаша, мела или гравировальной иглы.

Можно без особого труда установить между ними общие графические признаки. Первое и очевидное, что сразу же бросается в глаза, — это небрежность или старательность в характере штрихообразования, в преобладании вертикальных или горизонтальных линий, в тонкости или толщине штрихов и их направлении, округлости или угловатости.

У нервнобольных людей эта связь почерка и рисунка еще более очевидна: неровность почерка, неравномерность нажима, специфическая размашистость и угловатость, смазанность и небрежность исполнения буквенных штрихов и графики рисунка. Ясно различный тремор (дрожание руки и соответственно линий) можно заметить в почерке и рисунке.

Представления психоаналитиков и культурологов, изучивших символику народов в различные эпохи войн и мира, совпадаютпри оценке значения треугольника, круга и квадрата.

Круг связывают с любовью, одобрением, чувственностью, дружеским отношением, игривостью.

Треугольник символизирует секс и агрессию. Личность или этнос, выбирающие этот символ, ставят собственный успех и достижения выше эмоциональной вовлеченности в происходящее. В целом этот символ характеризуется гиперактивностью. Личность, приверженная треугольнику, не может усидеть на одном месте; ее динамичность — главное условие существования.

Квадрат — это символ безопасности. В характере человека, предпочитающего квадрат, преобладает логический, практический подход к действительности и возникает желание создать прочную материальную базу.
Предпочтения в выборе символов, так же как и их неосознанное использование в почерке, почеркушках, рисунках, достаточно устойчивы. Они характеризуют не только индивидуальные особенности людей, но и групп, этносов. Это связано прежде всего с ориентациями в поведении как отдельных людей, так и целых народов.

В период полового созревания изменения почерка часто сопровождаются появлением угловатости в буквах в связках письма. Подростки ищут приключений, так как активность неудержимо просится наружу. Табу и реальные жизненные ограничения в половой жизни прорываются в желании разрушать преграды, стоящие на пути реализации активности.

В этот переломный момент отдается предпочтение «углам» и резким «линиям», «вертикальным штрихам» в почерке пишущих или рисующих подростков. Причем более явно это проявляется у мальчиков. Девочки намного чаще, чем мальчики, отдают предпочтение округлым линиям в буквах и их связках.

Известна так называемая угловатость подростков на переломе полового созревания, что особенно заметно у девочек. Девочки проходят этот период неуклюжести раньше мальчиков, он у них более плавный, хотя и по-своему заметный. Кроме того, чрезвычайно велики индивидуальные вариации моторики. И женственность, как и мужественность, также проявляется у всех с различной степенью очевидности. Но в период самого интенсивного полового созревания даже самая женственная девочка становится угловатой в походке и жестах, в мимике и позе, в почерке и рисунке.

Графология или почерковедение изучает графические движения в связи с индивидуальными и типологическими особенностями людей. Причем часто подчеркивается, что почерк — это письменная речь, и это не случайно.

В почерке, как и в речи, отражаются наиболее существенные качества человека. Если ходьба прежде всего обеспечивает передвижение человека, поза удерживает стабильность тела в пространстве, то письменная и устная речь передает содержание, суть поведения и поступков.

Мимика, в том числе взгляд, жестикуляция дополняют смысл письменной и особенно устной речи. И если в устной речи поза, жесты, мимика существенно дополняют смысл слов говорящего, то в письменной речи поза и мимика, и тем более жесты, менее очевидны.Все эти невербальные элементы поведения «вынуждены» отпечатываться в почерке. Почерк как бы собирает в себе все то, что человек обычно проявляет в своем поведении и в устной речи.

Если в момент письма фиксировать не только сам почерк, но и позу, взгляд, мимику, то можно заметить полускрытое сопровождение письма. Письменная речь требует другого внимания, так как она фиксируется непосредственно и документально. Устная речь по-своему менее ответственна, не случайно в юриспруденции она долго не признавалась как юридический факт.

Другое дело современная видеозапись, она, как и почерк, лучше отождествляется с автором. Авторство всегда являлось оспоримым при доказательстве причастности того или иного лица к содеянному, сказанному и сделанному.

В целом же устная и письменная речь содержит немало информации о психологических качествах человека.

Мимика, жестикуляция, ходьба, поза и почерк —в значительной степени неосознаваемые и непроизвольные явления у большей части людей, хотя у современного человека больше возможности для выработки своих форм поведения в соответствии с профессией и социальной принадлежностью к тем или иным слоям общества. Вольно или невольно, осознанно или неосознанно каждая социальная группа имеет эталонные образцы в лице своих ярких представителей. На них и ориентируется каждый, кто считает себя принадлежащим к тому или иному сословию, региону, нации.

Всякий рисунок и почерк человека есть результат компромисса между тем, что он хотел изобразить, и тем, что он мог выполнить, между желанием и возможностью, т. е. средством исполнения. У людей старшего возраста (50 и более лет) этот компромисс практически отсутствует. Они уже по-своему смирились с тем, что они собой представляют.

Другое дело подростковый, юношеский возраст и период возрастной зрелости. Здесь еще есть стремление быть другим. Но как бы ни колебался почерк в процессе жизни, сущность, а точнее индивидуальное своеобразие и соответствие самому себе, остается.

Изменения могут происходить, но они всегда частны по сравнению с тем, что остается в почерке. При этом попытка удержать образ желаемого в действительном почерке может оставаться достаточно долго. Многое зависит от практики письма и рисунка. И если в почерке относительно проще добиться компромисса, то в рисунке значительно сложнее.

Ручка, даже шариковая, это тот же музыкальный инструмент, с помощью которого не только извлекаются звуки (слова), но и вызываются чувства (почерк). Почерк одних людей приятно читать, как и слушать хорошую музыку. Как музыка Моцарта мелодична, округленна, легко и мягко льется, так и почерк хорошего писаря беззвучно «ласкает взгляд».