Строчки в рукописном тексте могут иметь семь направлений:
- строго горизонтальное (строчки выдержаны в первоначальных рамках);
- направленное вверх (строчки постепенно и равномерно поднимаются
вверх);
- наклоненное вниз (строчки постепенно и равномерно опускаются вниз);
- дугообразное с изгибом дуги вверх (когда закругление начинает проявляться
чуть раньше, чем с половины строки);
- дугообразное с изгибом дуги вниз (когда закругление начинает проявляться с
половины строки);
- ступенчатое с направлением ступеней вверх (когда автор периодически
пытается удержать строку в горизонтальном направлении, но это удается
ненадолго, до тех пор, пока он вновь не обнаруживает отклонения);
- ступенчатое с направлением ступеней вниз. Направление строки и различное
расположение строк говорят либо о постоянстве особенностей почерка, либо о
состоянии, которое автор не контролирует или пытается удерживать в
общепринятых рамках. Направление строки вверх указывает на оптимизм или подъем
состояния автора. Направление строки вниз указывает на пессимизм и упадок
самочувствия.
Направление строки вверх или вниз фиксирует ригидность состояния и нежелание
его менять. Дугообразный изгиб указывает на потерю контроля над собой.
Ступенчатость указывает на периодические попытки восстановить общепринятую норму
горизонтального письма.
Обычно все направления, кроме первого, вскрываются в экстремальных условиях:
спешка, эмоциогенные факторы, «выбивающие» автора из нормального
состояния.
Заглавные буквы бывают строго пропорциональны строчным или резко
выделяются автором.
Идея «красной строки» — желание автора выделить новую мысль в новом
предложении. Аналогия очевидная, если учесть тот факт, когда автору хочется
подчеркнуть значение новой и интересной мысли абзацем, дефисом (черточкой) или
еще каким-либо образом, что зависит от его фантазии и художественного дара.
Формально заглавные буквы различаются по трем простым параметрам:
- первая палочка — высота штриха заглавной буквы существенно превышает
высоту остальных штрихообразований ее образующих (///);общая большая высота
заглавной буквы по сравнению со всеми остальными строчными буквами;
- большая ширина при такой же или большей высоте заглавной буквы по
сравнению со строчными.
Заглавная буква может быть снабжена различными графическими украшениями,
отсутствующими у строчных букв. Поля встречаются ровные, зазубренные и неровные.
Зазубренность, ступенчатость полей говорит о желании с их помощью подчеркнуть,
выделить мысль или затушевать ее. Левое поле чаще всего ровнее правого, но если
и правое поле такое же, как и левое, то это указывает на хорошую самоорганизацию
автора (вплоть до крайнего педантизма и супераккуратности).