Костюм

История костюма

Мы говорим — «одежда», «платье», «наряд», «туалет», «костюм» — неужели столько слов обозначают одно и то же? И да, и нет. Среди людей, занимающихся историей костюма, моделированием, вопросами культуры одежды, принято употреблять названия, термины в строго определенном смысле.

Композиция костюма

Костюм на протяжении всей его многотысячелетней истории всегда был произведением искусства, ... имеющим свои принципы художественной композиции, изменявшиеся в зависимости от эпохи со всеми ее, иногда мало изученными, особенностями».

Композиция костюма включает в себя целый ряд понятий. Латинское слово «compositio» значит — составление, соединение, сочинение. Как и всякое произведение искусства, костюм создается с помощью свойственных ему выразительных средств, которые используются в соответствии с определенными правилами.

Масса костюма

Масса костюма, его кажущаяся «тяжесть» или «легкость» зависит от разных причин. Чем больше «нагромождено» линий, деталей, украшений, тем массивнее фигура; зато когда нет «ничего лишнего», даже монументальная от природы фигура будет свободнее, как бы легче.

При физически равных объемах материалы плотные, темные, рельефные, шероховатые кажутся массивнее, чем легкие, светлые, прозрачные, гладкие, блестящие. При этом светлые тона «увеличивают» объем, «уменьшая» тяжесть, темные — наоборот.

Отсюда — практический вывод: полным людям не следует бояться светлых материалов, но лучше располагать их в верхней части фигуры, около лица (блузка, головной убор, даже пальто или плащ строгих вертикальных линий).

Правило трёхкомпонентности

Привести части костюма в состояние равновесия помогает правило трехкомпонентности. Костюм не следует перегружать повторами линий, деталей, отделок, цветов; в то же время, если какой-то элемент использован однажды, ему требуется «ответ».

Например, при круглом воротничке карманы и манжеты должны быть тоже закругленными; если на одном плече застежка, драпировка, аппликация — то необходима подобная деталь где-нибудь на юбке или рукавах, только в другом масштабе; если ансамбль решен, скажем, на контрасте черного и белого, его очень оживит третий цвет, точно подобранный «к лицу» и в небольшом количестве (блузка в вырезе жакета; или комплект украшений; или обувь и сумка и т. д.).

К платьям многоцветным, «живописным» подбирать дополнения и отделки вообще очень трудно, даже подходящие по цвету кантики или тесьма часто «подводят», только портят вид — поэтому лучше обойтись такими дополнениями, которые можно менять: пояс, бусы, косынка, обувь.