Размашистость, быстрота и сила нажима почерка
Крупным считается почерк, высота букв которого больше трех миллиметров (кроме букв в, з, б, р, ф, которые соответственно еще крупнее).
Быстрота почерка отражается в его стройности. Чем больше скорость письма, тем чаще появляется «смазанность» начертания букв, которые в обычной ситуации более четкие, понятные. Быстрота сказывается на увеличении наклона. При обычном наклоне —слева направо — «правизна» его становится еще большей.
При прямом наклоне почерка он также начинает «заваливаться» вправо. Если при обычном неторопливом письме наклон букв левый, то почерк «спрямляется», т. е. становится более прямым. Если автор использует надстрочные знаки, то они опережают сами буквы.
Гирляндический почерк — также следствие торопливости и вообще привычки писать быстро. Гирляндический почерк предполагает разнообразие и легкость связеобразований букв, линия букв как клубок ниток свободно скользит «по строке». Силу нажима при письме шариковой ручкой определить труднее, чем при перьевом письме. Между тем густота пасты и «вминание» на бумаге просматриваются, что говорит о силе нажима. Нажим более заметен на восходящих и нисходящих штрихах, чем на горизонтальных.
Исключительно сильный нажим при письме предполагает, что автор испытывает сильное психологическое напряжение. Сильное надавливание является признаком агрессивности или амбициозности личности. Агрессивность и амбициозность могут слабо осознаваться. Агрессивность — проявление неудовлетворенной потребности и спонтанной неуправляемой активности личности.
Амбициозность— качество демонстрируемого самовыражения собственного «Я», желания выделяться среди других людей.
Исключительно легкий нажим может означать неуверенную, робкую, колеблющуюся и пассивную личность. Но это может свидетельствовать о гибкости и подвижности мышления, легкой переключаемое с одной задачи на другую. Не случайно каждый пишущий отдает предпочтение той или иной ручке, карандашу. Одни предпочитают «густые» шариковые баллончики, яркие пасты, мягкие карандаши, дающие контрастный рисунок почерка.
Другие предпочитают баллончики с тонким острием письма, бледные карандаши. Уже сам выбор инструмента и получаемое удовлетворение или неудовлетворение от письма показывают агрессивность и амбициозность.Равномерное надавливание при письме обусловлено уравновешенностью нервных процессов, когда возбуждение и торможение сбалансированы и человека трудно вывести из равновесия.
К уравновешенным типам темперамента по Гиппократу — Павлову относятся сангвиники и флегматики. Сангвиник при наличии сильной, работоспособной нервной системы легко переходит от одного вида деятельности к другому, к общению с новыми людьми. Он обладает уравновешенностью в поведении, что, казалось бы, делает его идеальным типом человека.
Но сангвиник недостаточно чувствителен ко всем внешним изменениям обстоятельств и, главное, недостаточно внимателен к другим людям в отличие от холерика и меланхолика. Флегматик также имеет сильную нервную систему, и его уравновешенность выражена еще больше, чем у сангвиника. Он невозмутим, переживания его поверхностны, спокоен даже в сложных ситуациях, устойчив, придерживается выработанного распорядка, нетороплив и основателен. Все эти характеристики темперамента находят свое выражение в почерке, в том числе в равномерности нажима.
Если на протяжении 10—20 строк, что соответствует 4—5 минутам, не наблюдается отклонения от первоначально взятого темпа, нет стремления ускорить окончание начатого письма или нет изменений в аккуратности, то это дает право сделать заключение об известной равномерности в расходовании энергии. И чем больше выдерживаются эти параметры равномерности и аккуратности, тем более вероятна уравновешенность нервной системы.
Инструкция заполнения теста. Построчный выбор большего соответствия одного из четырех признаков надо обозначить в два балла, меньшего соответствия — в один балл, оставшиеся два признака — в ноль баллов.
Затем подсчитать сумму баллов по столбцам. Чистых типов темперамента не существует, но тот тип темперамента, по которому набрана наибольшая сумма, является стержневым.
1-й столбец — «холерик»; 2-й столбец — «сангвиник»; 3-й столбец — «флегматик»; 4-й столбец — «меланхолик».
|
1-й столбец |
2-й столбец |
3-й столбец |
4-й столбец |
1. Поведение |
Неуравновешенное |
Хорошо уравновешенное |
Отлично уравновешенное |
Очень уравновешенное |
2. Переживания |
Сильные, кратковременные, эмоциональные |
Поверхностные, кратковременные, эмоциональные |
Слабые, эмоциональные |
Глубокие и длительные эмоциональные |
3. Настроение |
Неустойчивое с преобладанием бодрого |
Устойчивое жизнерадостное |
Устойчивое без больших радостей и печалей |
Неустойчивое с преобладанием пессимизма |
4. Речь |
Громкая, резкая, неравномерная |
Громкая, живая, плавная |
Монотонная, медленная |
Тихая с задыханием |
5. Терпение |
Слабое |
Умеренное |
Очень большое |
Очень слабое |
6. Адаптация |
Хорошая |
Отличная |
Медленная |
Трудная |
7. Общительность |
Высокая |
Умеренная |
Невысокая |
Низкая (замкнутость) |
8. Агрессивность |
Агрессивен |
Миролюбив |
Сдержан |
Истеричен (возмущение в конфликте и уход из него) |
9. Отношение к критике |
Возбуждённое |
Спокойное |
Безразличное |
Обидчивое |
10. Активность |
Страстный, увлекающийся |
Энергичный (деловой или болтун) |
Неутомимый труженик |
Неравномерно активен |
11. Отношение к новому |
Положительное |
Безразличное |
Отрицательное |
Оптимистичное или пессимистичное |
12. Отношение к опасному |
Боевое, рискованное |
Расчётливое, без риска |
Хладнокровное, невозмутимое |
Тревожное, растерянное, подавленное |
13. Достижение цели |
Сильное, с полной отдачей |
Быстрое, с избеганием препятствий |
Медленное, упорное |
Слабое, с избеганием препятствий |
14. Самооценка |
Значительная переоценка |
Некоторая переоценка |
Реальная оценка |
Недооценка |
15. Внушаемость, мнительность |
Умеренная |
Небольшая |
Слабая |
Большая |
Номер |
1 |
2 |
3 |
4 |
Номер |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
Σ |
|
|
|
|