Инициатор конфликта

В споре всегда есть инициатор, который высказал необходимую, ортодоксальную мысль, и оппонент, выразивший свое несогласие с ней. Несогласие кого-то с кем-то является первой искрой спора.

В дальнейшем все будет зависеть от поведения оппонента. Если он и дальше будет доказывать обратное — инициатор вынужден искать доказательства своей правоты.

Спор значительно обостряется, когда инициатор и оппонент меняются местами. Теперь уже инициатор, «выискав в рассуждениях оппонента слабое место», выразил свое несогласие с ним.

Частая смена позиций «инициатор — оппонент» может завести беседу в тупик. Для сохранения плодотворности спора необходимо соблюдать некоторые основные правила.

Во-первых, на первом же этапе кто-то из участников должен ограничить предмет дискуссии возможного спора. Неопределенность предмета спора и переход от конкретного к обобщенному ряду предметов затрудняют дискуссию.

Во-вторых, необходимо учитывать степень возможной эмоцио нальной включенности дискутантов. Эмоционально неустойчивым сложнее регулировать напряженность спора, поэтому более стабильный должен «охлаждать пыл» спора.

Порой получается и обратный эффект, — когда спокойное поведение партнера еще больше накаляет пыл эмоционально неустойчивого, раздражительного дискутанта. Его еще больше раздражает «холодное», спокойное поведение, которое, с его точки зрения, демонстрирует безразличие и неуважение.

Споры, возникающие в парах, эмоционально неустойчивых, обычно бесплодны, и третий (арбитр) просто необходим в этих ситуациях.

В-третьих, обязателен учет уровня знаний предмета, профессиональная подготовка дискутантов. Более плодотворным может быть спор специалистов с одинаково высокой профессиональной подготовкой, соблюдающих правила дискуссии.

Специалисты по психологии управления считают, что споры просто необходимы для нормальной жизнедеятельности коллектива, организации. При соблюдении правил дискуссии, спора специалистов равной квалификации появляются новые точки зрения, «ломаются стандартные представления».

Дискуссия и спор эмоционально «заряжают» участников и это придает силы для поиска новых путей в решении различных производственных, хозяйственных, научных, управленческих задач.

Споры могут быть конструктивными и стимулировать творческукую деятельность, расширять и углублять знание предмета. Но спор становится деструктивным, если превращается в самоцель и напрасно затрачиваются время и силы дискутантов.

Конструктивный спор возникает тогда, когда его участники ориентированы не на личный успех, а на результат общего дела. Конструктивный спор увеличивает число вариантов решения той или иной задачи, каждый из участников «получает пищу для размышления».

Деструктивный спор является следствием ориентации участников на личный успех. Для инициатора и оппонента главное — доказательство своей личной правоты.

Малопродуктивным вариантом спора является такая ситуация, когда предмет дискуссии забыт и партнеры переходят к оценке интеллектуальных, профессиональных, характерологических качеств друг друга.

Тогда и возникают острые конфликты.

Сотрудничество и соперничество (конкуренция) — основная ось, характеризующая противоположные типы отношений человека с человеком. Исследователи доказывают, что кз двух вариантов отношений людей — сотрудничество в общении наиболее вероятно, чем соперничество, конкуренция.

«Когда у людей есть возможность общения друг с другом, они больше склонны к сотрудничеству..., даже когда общение только возможно, но не имеет места, людям свойственно сотрудничать в большей степени, чем когда оно запрещено».

Отсюда вытекает один чрезвычайно важный вывод: в случае возникшего напряжения в отношениях и даже конфликта — надо стремиться к общению, так как оно позволяет лучше осознать позиции сторон и тем самым вероятность положительного решения конфликта существенно возрастает.